Чесоточный клещ декоративных птиц (кнемидокоптоз)

Очень часто в нашу клинику обращаются клиенты с жалобами на поражения кожи на лапах, ступнях, клоаке и клюве своих пернатых любимцев. В большинстве случаев в данной ситуации ставится диагноз кнемидокоптоз.

Владельцы недоумевают, как птица могла заразиться данным заболеванием, если она уже несколько лет живет в квартире и не вступает в контакт с другими птицами. Объяснить это очень просто. Чесоточный клещ вида Knemidocoptes в норме присутствует на поверхности тела птиц, но так как здоровый организм обладает защитными силами, которые не дают эктопаразиту обильно размножатся, клинические признаки не развиваются. Но как только нормальное физиологическое состояние организма птицы нарушается под действием предрасполагающих факторов (неправильное содержание и кормление, стресс, шок, переохлаждение, отравление и т.д.), начинается гиперактивное размножение клеща.

Особенности строения и развития клеща вида Knemidocoptes

Knemidocoptes- это распространенный вид клещей, который встречается только у птиц, имеет тело овальной формы, поверхность туловища окрашена в серо-желтый цвет. Размер самой крупной особи до 0,5 мм, поэтому визуально паразита заметить невозможно. Питаются клещи тканевой жидкостью клеток эпидермиса. Самки откладывают яйца внутрикожно.

Потомство проходит несколько стадий развития, превращаясь во взрослую особь за 21-28 дней. Как взрослые особи, так и их потомство устойчивы к выживанию во внешней среде без присутствия птицы до 10 дней, в зависимости от условий окружающей среды.

Клинические признаки кнемидокоптоза

При появлении клинических признаков, а именно: белый налет на лапах, клюве, в области клоаки, роговые наросты и корочки на теле птицы, угнетенное состояние, снижение аппетита, взъерошенность перьев, необходимо срочно обратится к ветеринарному врачу-орнитологу. При несвоевременном оказании помощи могут развиться тяжелые последствия, а именно: деформация клюва, некроз пальцев или лапок, а так же летальный исход.

В начальной стадии заболевания точный диагноз можно установить только с помощью лабораторных диагностических мероприятий. Вторую и третью стадии заболевания врач-орнитолог может диагностировать после полного клинического осмотра и сбора анамнеза.

Лечение клеща у декоративных птиц

Правильное лечение заболевания, вызванное чесоточным клещом, у декоративных птиц заключается в сочетании улучшений условий содержания и кормления, мероприятий по дезинсекции инвентаря и клетки, а так же места обитания птицы, обработка пораженных участков на теле птицы специальными препаратами, а так же повышении резистентности организма.

Ни в коем случае не следует прибегать к самолечению, так как препараты применяемые для лечения кнемидокоптоза крайне токсичны и правильную дозировку и концентрацию растворов может подобрать только ветеринарный врач-орнитолог.

Профилактика кнемидокоптоза

Для предотвращения развития заболевания, вызванным чесоточным клещом вида Knemidocoptes, необходимо:
• тщательно подходить к выбору места приобретения птицы;
• провести тщательный осмотр питомца;
• соблюдать условия правильного содержания и кормления;
• не допускать контакта с любыми синантропными и подозрительными по заболеванию птицами;
• свести к минимуму все возможные стресс факторы.

Статья написана орнитологом Кирилловой Натальей Александровной.

Записаться на прием или вызвать врача на дом можно по телефону: 8(812) 932-64-20